Тема: Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам

Вопрос: Добрый день! Прошу оказать методическую помощь в разъяснении следующего вопроса: имеют ли право детско-юношеские спортивные школы, находящиеся в ведении системы образования, реализовать программы спортивной подготовки? Если да, то чем это регламентируется и при каких условиях возможно? Заранее спасибо!

Ответ: В соответствии с Приказом Минспорта России № 939 от 15 ноября 2018 г. «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» и на основании п. 3., п. 4 Совместного методического письма Министерства спорта Российской Федерации от 10.09.2019 № ИСК-ПВ-10/9327 и Министерства Просвещения Российской Федерации от 10.09.2019 № 06-985, организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности могут создавать в организации структурное подразделение по спортивной подготовке.

Для ведения деятельности по реализации программ спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки, в рамках структурного подразделения, Организации необходимо:

указать в уставе Организации деятельность по реализации программ спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки, в рамках структурного подразделения в качестве одного из основных видов деятельности;

создать в Организации структурное подразделение по спортивной подготовке;

утвердить план финансово-хозяйственной деятельности Организации на реализацию программ спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по разделу 1100 кода бюджетной классификации;

разработать программы спортивной подготовки по видам спорта, реализуемым в Организации, в соответствии с требованиями Федеральных стандартов спортивной подготовки, принятых в Российской Федерации;

внести в государственное (муниципальное) задание Организации услуги по спортивной подготовке из общероссийского базового (отраслевого) перечня (классификатора) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам;

осуществить процедуру зачисления лиц, прошедших отбор в структурное подразделение по спортивной подготовке.

При создании структурного подразделения по спортивной подготовке в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности необходимо руководствоваться Федеральным стандартом спортивной подготовки.

Если уровень обучающегося соответствует требованиям приема федеральных стандартов спортивной подготовки на соответствующий этап, то зачисление обучающегося на программы спортивной подготовки производится приказом руководителя учреждения, руководствуясь нормативно-правовыми и локальными актами учреждения и на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке.


Вопрос: Добрый день! Скажите, пожалуйста, можно ли объединять учебно-тренировочные занятия в детско-юношеской спортивной школе? Например, легкая атлетика, группы СОЭ?! Если можно, то на какой нормативный документ опираться?

Ответ: В соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта к приказу Минспорта России № 939 от 15.11.2018г. «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», наполняемость групп устанавливается организацией самостоятельно с учетом специфики образовательной программы, вида спорта, года обучения и единовременной пропускной способности спортивного сооружения.

Минимальное количество обучающихся в группах определяется локальным актом образовательной организации с учетом рекомендаций, представленных в Совместном письме Министерства спорта Российской Федерации от 10.09.2019 № ИСК-ПВ-10/9327 и Министерства Просвещения Российской Федерации от 10.09.2019 № 06-985.

Допускается проведение занятий одновременно с обучающимися из разных групп. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

разница в уровне подготовки обучающихся не превышает двух спортивных разрядов или спортивных званий;

не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения.

В соответствии с п. 11 Приказа Минспорта России № 939 от 15 ноября 2018 г., распределение часов в учебном плане осуществляется Организацией в соответствии с соотношением объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана по образовательной программе базового и углубленного уровня в области физической культуры и спорта;

в соответствии с п. 19, трудоемкость образовательной программы) объемы времени на реализацию предметных областей) определяется из расчета не менее чем на 42 недели в год и не менее чем на 36 недель в год по национальным видам спорта и адаптивному спорту;

в соответствии с п. 21, учебная нагрузка устанавливается в соответствии с объемом образовательной программы и в зависимости от уровня ее сложности.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих или предпрофессиональных) в области физической культуры и спорта и рассмотрения возможности объединения учебных занятий в группах по различным видам спорта необходимо учитывать направленность программы, возраст обучающихся, разницу в уровне подготовке и пропускную способность спортивного сооружения. Также возможно предусмотреть выполнение индивидуального учебного плана для обучающихся и реализацию образовательной программы в сокращенные сроки.


Вопрос: Здравствуйте. Можно ли совмещать тренировочные занятия в УТГ группах (игровые виды спорта).

Ответ: в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» предусмотрены уровни обучения (базовый и углубленный) и учебные группы по годам обучения.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта к приказу № 939 от 15.11.2018г., наполняемость групп устанавливается организацией самостоятельно с учетом специфики образовательной программы, вида спорта, года обучения и единовременной пропускной способности спортивного сооружения.

Минимальное количество обучающихся в группах определяется локальным актом образовательной организации с учетом рекомендаций, представленных в Совместном письме Министерства спорта Российской Федерации от 10.09.2019 № ИСК-ПВ-10/9327 и Министерства Просвещения Российской Федерации от 10.09.2019 № 06-985.

Допускается проведение занятий одновременно с обучающимися из разных групп. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

разница в уровне подготовки обучающихся не превышает двух спортивных разрядов или спортивных званий;

не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения.

В организациях дополнительного образования физкультурного-спортивной направленности не предусмотрено наличие тренировочных занятий и групп УТГ.

Если ваша организация относится к ведомству Минспорта России, то с данным вопросом вам лучше обратиться в ФГБУ «ФЦПСР».


Вопрос: Доброго времени суток! Помогите решить вопрос. При написании предпрофессиональных программ учитывали требования новых ФГТ по приказу 939. Теперь нам говорят, что часы в неделю мы указали неправильно и нужно ориентироваться на приказ 1125 (приложение 1), максимальное количество часов в неделю брать оттуда.

Читаю приказ 1125: "10.3. Тренировочный процесс в образовательной организации ведется в соответствии с годовым учебным (тренировочным) планом (далее - учебный план), рассчитанным:

по общеразвивающим программам - на срок, установленный локальными нормативными актами образовательной организации;

по дополнительным предпрофессиональным программам - в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по данным программам (далее - федеральные государственные требования)"

Тогда получается, что часы, указанные в приказе 1125 больше подходят для организации спортивной подготовки при открытии структурного подразделения? Или что-то мы неправильно понимаем?

Ответ: Организации дополнительного образования, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта устанавливают учебную нагрузку в соответствии с объемом образовательной программы и в зависимости от уровня ее сложности в соответствии с Приложением № 3 приказа Минспорта России № 939от 15 ноября 2018 г. «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». Положения приказа Минспорта России от 27 декабря 2013г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» при определении учебной нагрузки при разработке и реализации дополнительных предпрофессиональных программ не учитываются.

В структурном подразделении по спортивной подготовке в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности необходимо разрабатывать и реализовывать программы спортивной подготовки в соответствии с Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.


Вопрос: здравствуйте. в МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ "Проектирование дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 ..." в разделе 1.1. указано: Общий объем часов в год (по формам предметной нагрузки) – это сумма часов теоретических занятий, практических занятий, самостоятельной работы и аттестации. Самостоятельная работа выполняется либо во время учебных занятий в присутствии тренера-преподавателя, либо в период отсутствия тренера по индивидуальным учебным планам самостоятельной работы при ведении обучающимся дневника выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа включает в себя работу с литературой, документами, протоколами, кино-, фото-, видеоматериалами, таблицами, схемами, рисунками, диаграммами, текстами и пр., обработку информации, решение задач, выполнение заданий и физических упражнений, проведение практических занятий под наблюдением тренера-преподавателя, управление группой (подача основных команд, проведение разминки, качественный показ и контроль за выполнением упражнений, исправление ошибок), изучение правил соревнований, выполнение обязанностей судьи, секретаря соревнований, использование и ремонт спортивного и специального оборудования, инвентаря и спортивной экипировки и др....т.е. Самостоятельная работа выполняется либо во время учебных занятий в присутствии тренера-преподавателя, либо в период отсутствия тренера по индивидуальным учебным планам самостоятельной работы. означает ли это что при вычислении исполнения муниципального-задания (количества исполненных человеко-часов) часы самостоятельной работы, проведенной в присутствии тренера засчитываются в исполнение муниципального задания, а в случае если самостоятельная работа осуществляется по индивидуальному уч. плану самостоятельной работы - то данные часы в выполненные человеко-часы не включаются? или самостоятельная работа независимо от формы (с тренером или без тренера) включается в исполненные человеко-часы муниципального задания? или самостоятельная работа независимо от формы (с тренером или без тренера) НЕ включается в исполненные человеко-часы муниципального задания?

Ответ: В соответствии с п. 11 Приказа Минспорта России № 939 от 15 ноября 2018 г. «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», распределение часов в учебном плане осуществляется Организацией в соответствии с соотношением объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана по образовательной программе базового и углубленного уровня в области физической культуры и спорта;

в соответствии с п. 19, трудоемкость образовательной программы) объемы времени на реализацию предметных областей) определяется из расчета не менее чем на 42 недели в год и не менее чем на 36 недель в год по национальным видам спорта и адаптивному спорту;

в соответствии с п. 21, учебная нагрузка устанавливается в соответствии с объемом образовательной программы и в зависимости от уровня ее сложности.

А также в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта к приказу № 939 от 15.11.2018г., самостоятельная работа выполняется либо во время учебных занятий, в присутствии тренера-преподавателя, либо в период отсутствия тренера-преподавателя по индивидуальным учебным планам самостоятельной работы при выполнении обучающимися дневника выполнения самостоятельной работы.

Исходя из этого следует, что самостоятельная работа независимо от формы ее проведения (с тренером-преподавателем или без тренера-преподавателя) может включаться в планирование исполненных человеко-часов при составлении муниципального задания образовательной организации.


Вопрос: означает ли переход на новые Федеральные государственные требования, утвержденные приказом Министерства спорта РФ от 15.11.2018г. №939 перевод детско-юношеских спортивных школ с системы многолетней спортивной подготовки на кружковую работу?

Ответ: Приказом Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" расширены и уточнены задачи реализации предпрофессиональной программы.

Взамен этапов подготовки (НП, Т, ССМ) установлены уровни сложности образовательных программ (базовый и углубленный). Данная мера позволила привести новые ФГТ в соответствие со ст.11 Закона об образовании, которая предусматривает различные уровни сложности образовательных программ.

Срок обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физкультуры и спорта составляет 8 или 10 лет (6 лет для базового уровня и 2 года для углубленного уровня). Для обучающихся, ориентированных на поступление в профильные профессиональные образовательные организации, а также ориентированные на присвоение квалификационной категории спортивного судьи, может быть увеличен срок обучения ещё на 2 года.

Ранее срок освоения программ составлял, в зависимости от избранного вида спорта от 6 до 10 лет.

Также внесены изменения по основам организации образовательной и учебно-тренировочной деятельности, которые приближены к целям и задачам дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.

Пункт 12 Приказа обязывает учитывать объем соревновательной нагрузки в образовательной программе и не ограничивает участие обучающихся в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых органами управления физической культурой и спортом.

Исключены ссылки на федеральные стандарты спортивной подготовки.

Определено, что образовательная программа должна включать в том числе план воспитательной и профориентационной работы.

В приложении приведен рекомендуемый образец учебного плана по такой программе, а также учебная нагрузка (количество занятий в год по годам обучения).

Принятие новых федеральных государственных требований, позволило исключить возможность осуществления спортивной подготовки под видом дополнительных предпрофессиональных программ и дублирование наименований этапов спортивной подготовки в образовательных программах, а также синхронизировать реализацию дополнительных предпрофессиональных программ с основными целями дополнительного образования.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 34.1, и частью 6 статьи 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определена возможность реализации программ спортивной подготовки в учреждениях дополнительного образования.

Статьи 27 и 77 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» и пункт 8 приказа Минспорта № 1125 конкретизирует возможность их реализации через создание образовательными организациями специализированных структурных подразделений. Финансирование данной деятельности должно осуществляться в соответствии с классификацией расходов по разделу 1100 «Физическая культура и спорт».


Вопрос: подскажите пожалуйста, в связи с принятием приказа № 939 от 15.11.2018 года Минспорта России, исключены этапы многолетней подготовки в ходе реализации дополнительных предпрофессиональных программ. Изменится ли оплата труда у тренеров-преподавателей ДЮСШ с процентов за каждого ребенка на почасовую?

Ответ: вопросы введения нормативно-подушевого финансирования и сроков их реализации закреплены в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р., и пункте 17 Плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г.№ 729-р.


Вопрос: просим дать разъяснения по применению приказа Минспорта России от 15.11.2018 № 939. Как перейти на новую программу? В частности, как сократить срок обучения по имеющимся программам с 10 лет до 8? Какие сроки перехода на новые программы? Текущий год, новый учебный год?

Ответ: В целях создания условий для реализации приказа Минспорта России от 15.11.2018 № 939 в настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации рассматривается вопрос о внесении изменений в Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, в части замены этапов подготовки на уровни сложности образовательных программ.

Затем, на основании внесенных изменений в Общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования необходимо будет внести изменения в региональные и муниципальные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам и в положения об оплате труда.

После чего, организациям, реализующим дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта необходимо внести изменения в положения об оплате труда.

Вместе с тем, ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» совместно с ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» до начала нового учебного года разработают методические рекомендации по применению новых ФГТ, где Вы найдете ответы на заданные вопросы.


Вопрос: в соответствии с приказом Минспорта России № 939 от 15.11 2018 года, утратил силу приказ Минспорта России № 730 от 12.09.2013 г. «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта и срокам обучения по этим программам».

На основании приказа Минспорта России № 939 от 15.11 2018 года «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта и срокам обучения по этим программам», изменились этапы реализации программы, если раньше были начальный, тренировочный этап, то сейчас базовый и углубленный.

Соответственно учреждения не смогут применят при реализации предпрофессиональных программ существующую систему оплаты труда по процентам на различных этапах подготовки.

Подскажите пожалуйста:

- Сроки перехода на реализацию новых федеральных государственных требований?

- Будут ли изменения в системе оплаты труда?

- Какое время можно еще реализовывать действующие предпрофессиональные программы?

Ответ: Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, разработанным и утвержденным организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основании приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» продолжается до конца 2018-2019 учебного года.

С начала 2019-2020 учебного года необходимо начать реализовывать дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, разработанные и утвержденные организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основании приказа Министерства спорта Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

Обучающиеся, прошедшие подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, могут продолжить занятия либо, в соответствии со статьей 27 и статьей 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и пунктом 8 Приказа Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» в структурных подразделениях по спортивной подготовке организаций, осуществляющих образовательную деятельность (при этом надо учесть, что согласно Правилам отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов (приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»), раздел

1100 «Физическая культура и спорт» аккумулирует расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержание сборных команд, подготовку и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта, следовательно, обеспечение структурных подразделений по спортивной подготовке образовательных организаций, осуществляется по данному разделу), либо в организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

В целях внесения изменений в систему оплаты труда сейчас выполняются следующие работы:

1. Министерство просвещения Российской Федерации вносит изменения в Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам в соответствии с вступившим в силу Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования вносят изменения в региональные и муниципальные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам и в положения об оплате труда на основании изменений в Общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам;

3. Организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта вносят изменения в положения об оплате труда на основании изменений в Общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.


Вопрос: Детско-юношеская спортивная школа культивирует два вида спорта: баскетбол и греко-римскую борьбу. В школе реализуются программы: -спортивной подготовки; -дополнительная общеразвивающая; -дополнительная предпрофессиональная. Возраст обучения до 18-ти лет. Правомерно ли оставлять до конца учебного года обучающихся, если на начало учебного года им было 17 лет, а в течение учебного года исполнилось 18? Является ли основанием для отчисления обучающихся достижение ими 18-летнего возраста в течение учебного года?

Ответ: В ответ на Ваше обращение от 28.01.2021 года сообщаем. Часть 2 статьи 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) (далее – Закон об образовании) дает закрытый перечень оснований для досрочного отчисления, в том числе по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Таким образом, возможно отчислить обучающегося, достигшего 18-летнего возраста, в том числе, по его инициативе (на основании заявления). Тем не менее, следует учитывать, что право на получение образования является одним из основополагающих конституционных прав (ст. 43 Конституции РФ). В связи с этим отчислить обучающегося, если он не инициирует отчисление, по инициативе образовательной организации возможно только на основании ч. 2 ст. 61 Закона об образовании, а именно в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания.

Вместе с тем ч. 2 ст. 61 не учитывает особенности обучения в организациях дополнительного образования.

В соответствии со ст. 28 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с п. 3 к компетенции образовательной организации относятся:

  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
  • прием обучающихся в образовательную организацию;

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного организация дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в своей деятельности должна руководствоваться Уставом образовательной организации и иными локальными нормативными актами, регламентирующими деятельность образовательной организации на основании ст. 28 Закона об образовании.

Таким образом, все условия отчисления, зачисления, перевода и восстановления обучающихся, которые не отражены законом, должны устанавливаться локальными нормативными актами образовательной организации. Какие условия отчисления обучающихся, достигших 18-летнего возраста будут отражены в локальных нормативных актах организация, такие условия и будут сохраняться на практике. Как правило обычно обучающимся, достигшим 18-летнего возраста дают возможность завершить учебный год.


Вопрос: здравствуйте! Подскажите, когда и где можно увидеть методические рекомендации как правильно написать программы и практически применить приказ 939? Интересует переход с 10 лет на 8 лет обучения, кто обучался по предпрофессиональной программе и не закончил освоение, таких учащихся отчислять, переводить или как? И множество других вопросов. Спасибо! Буду рада обратной связи.

Ответ: Министерством просвещения РФ совместно с Министерством спорта РФ разрабатываются и в скором времени будут опубликованы Методические рекомендации к Приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», которыми Вы сможете руководствоваться в своей работе.

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, разработанным и утвержденным организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основании приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» продолжается до конца 2018-2019 учебного года.

В пункте 11. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 указано:

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Таким образом, с начала 2019-2020 учебного года необходимо начать реализовывать дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, разработанные и утвержденные организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основании приказа

Министерства спорта Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

Обучающихся, не закончивших освоение дополнительной предпрофессиональной программы, предусматривающей этапы подготовки, необходимо перевести на соответствующий уровень сложности новой разработанной и утвержденной дополнительной предпрофессиональной программы с начала нового учебного года.


Вопрос: имеется у вас проект дополнительной предпрофессиональной программы по любому виду спорта согласно приказу Минспорта № 939?

Ответ: согласно приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» образовательные программы, разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Министерством просвещения РФ совместно с Министерством спорта РФ разрабатываются и в скором времени будут опубликованы Методические рекомендации к приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», которыми Вы сможете руководствоваться в своей работе.


Вопрос: Добрый день! В связи с утверждением новых федеральных требований у спортивных школ больше вопросов, чем ответов. Ранее был ответ от Вас, что "исключены ссылки на федеральные стандарты по видам спорта". При написании предпрофессиональных программ мы ориентировались на минимальный возраст для зачисления обучающихся согласно федеральным стандартам. Требования остаются такими же или мы можем для каждого вида спорта выбрать свой минимальный возраст?

Вопрос: Добрый день! Наша организация до сих пор реализовывала общеобразовательные программы и программы дополнительного образования по видам спорта (самбо, футбол, спортивная акробатика и т.д - по типу программ спортивной подготовки.). С 2019/2020 года переходим на реализацию интегрированных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта (с 5 по 11 класс) и дополнительных общеразвивающих программ (с 1 по 4 класс). В связи с этим возникает ряд вопросов.

1) При разработке интегрированных программ мы должны руководствоваться Приказом Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 и статьей 84 ФЗ "Об образовании". Но если их реализация возможна только с 5 класса, как успеть освоить углубленный уровень? Или в данном случае мы можем планировать к освоению только базовый уровень?

2) Как быть с детьми, которые уже учатся в 6-11 классе. На какой уровень подготовки по интегрированной программе (предпрофессиональной) их зачислить?

3) Можно ли реализовывать предпрофессиональную программу с 1 класса или только с 5?

4) Можем ли мы реализовывать программы спортивной подготовки? И если да, то это будет дополнительно к интегрированным (предпрофессиональным)?

5) При какой минимальной наполняемости групп рассчитывать оклад тренера-преподавателя?

Ответ:

Возраст обучающихся должен соответствовать виду спорта (спортивной дисциплине) и заявленному уровню программы. На обучение по дополнительной предпрофессиональной программе в области физической культуры и спорта принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям данным видом спорта (спортивной дисциплиной), прошедшие тестовые испытания по контрольным упражнениям, предусмотренным дополнительной предпрофессиональной программой. Следовательно, можно начинать осваивать дополнительные предпрофессиональные программы с 1 класса, принимать обучающихся более старших классов на углубленный уровень программы при условии прохождения тестовых испытаний.

При переводе обучающихся и в целях недопущения снижения заработанной платы тренеров-преподавателей при переходе с этапов подготовки на уровни сложности программ необходимо учитывать преемственность и соответствие рекомендуемых годов обучения и примерных нормативов оплаты труда за подготовку одного занимающегося.

Наполняемость групп устанавливается организацией самостоятельно с учетом специфики образовательной программы, вида спорта, года обучения и единовременной пропускной способностью спортивного сооружения.

Программы спортивной подготовки могут быть реализованы в соответствии со статьей 27 и статьей 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и пунктом 8 Приказа Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» в структурных подразделениях по спортивной подготовке организаций, осуществляющих образовательную деятельность (при этом надо учесть, что согласно Правилам отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»), раздел 1100 «Физическая культура и спорт» аккумулирует расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержание сборных команд, подготовку и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта, следовательно, обеспечение структурных подразделений по спортивной подготовке образовательных организаций, осуществляется по данному разделу), либо в организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.


Вопрос:

1) в муниципальной ДЮСШ реализуются общеразвивающие программы дополнительного образования спортивной направленности и предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта.
- существует ли нормативно установленная зависимость наименований должностей педагогических работников и вида реализуемых образовательных программ, т.е должны ли общеразвивающие программы реализовывать педагоги дополнительного образования, а предпрофессиональные - тренеры преподаватели?
- допустимо ли общеразвивающие программы реализовывать тренерами-преподавателями?
- существуют ли нормативно-правовые акты, устанавливающие наименование должностей педагогических работников при реализации тех или иных видов программ?

2) В приложении 3 Приказа Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" определены показатели "общее количество часов в год" и "общее количество занятий в год" в зависимости от года обучения. Правильно ли мы понимаем:
- понятие "общее количество часов в год" подразумевает количество всех часов по программе: теоретических+часы тренировок?
- понятие "общее количество занятий в год" подразумевает исключительно количество тренировок?

3)в ответе на один из вопросов в разделе интернет-приемная "вопрос-ответ" Вы указывали, что: " ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» совместно с ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» до начала нового учебного года разработают методические рекомендации по применению новых ФГТ"
- подскажите пожалуйста разработаны ли уже указанные рекомендации? где их можно посмотреть?

Ответ: В ответ на Ваше обращение отвечаем следующее. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н утвержден Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», предусматривающий возможные наименования должностей, профессий:

  • Педагог дополнительного образования
  • Старший педагог дополнительного образования
  • Тренер-преподаватель
  • Старший тренер-преподаватель
  • Преподаватель

При этом:

- наименование должности тренер-преподаватель используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта;

- наименование должности преподаватель используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).

Формулировка «общее количество часов в год» подразумевает часы теоретических и практических занятий. В соответствии с Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018г.№ 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». План учебного процесса включает теоретические и практические занятия по предметным областям, в том числе участие в тренировочных мероприятиях, физкультурных и спортивных мероприятиях, самостоятельную работу обучающихся, формы аттестации, то есть «общее количество занятий в год» подразумевает все теоретические и практические занятия, а не только тренировочные мероприятия.

Также напоминаем, что понятие «тренировка» не предусмотрено Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

Методические рекомендации к Приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» разработаны, в данный момент находятся на согласовании в Министерстве просвещения РФ и Министерстве спорта РФ.


Вопрос: здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться с таким вопросом. Приказом Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" регламентируются уровни освоения программы: базовый (6 лет) и углубленный (2 или 4 года). Предметные области на этих уровнях одни и те же. Можем ли мы пропустить базовый уровень и начать осваивать программу сразу с углубленного уровня? Или базовый уровень является обязательным и прежде, чем перейти на углубленный, дети обязательно должны освоить базовый уровень программы?

Ответ: на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе в области физической культуры и спорта принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям данным видом спорта (спортивной дисциплиной), прошедшие тестовые испытания по контрольным упражнениям, предусмотренным образовательной программой. Следовательно, можно принимать обучающихся на углубленный уровень программы при условии прохождения тестовых испытаний, предусмотренных дополнительной предпрофессиональной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией.


Вопрос: Добрый день. Пожалуйста, дайте разъяснения по приказу Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам". В частности, из чего складывается общий объем часов? Это: обязательные предметные области +вариативные предметные области+ самостоятельная работа +аттестация? Либо: обязательные предметные области + вариативные предметные области, а в свою очередь эти области реализуются на теоретических и практических занятиях, при самостоятельной работе и аттестации? В учебном плане (приложении №2) все выделено отдельными пунктами. Неясно, как отразить в предложенной таблице (приложение №2), что при изучении обязательной и вариативной предметных областей уровней образовательной программы учебным планом предусматривается объем времени, выделяемый на самостоятельную работу обучающихся по каждой предметной области. Теоретически ясно, непонятно только как в таблице это все должно сойтись? И что конкретно подразумевается под самостоятельной работой? В моем случае тренировочный процесс рассчитан на 52 недели, из которых 42 недели - в условиях ДЮСШ,4 недели – в условиях физкультурно-спортивного лагеря,6 недель- самостоятельная работа ,в том числе работа по индивидуальным планам на период активного отдыха обучающихся и на время отпуска тренера-преподавателя. Поправьте или разъясните как будет верно. Спасибо.

Ответ: Общий объем часов в год (по наименованиям предметных областей) – это сумма часов изучения и освоения обязательных предметных областей и вариативных предметных областей. Общий объем часов в год (по формам предметной нагрузки) – это сумма часов теоретических занятий, практических занятий, самостоятельной работы и аттестации. Примерные Календарный учебный график 2019-2020 учебного года и План учебного процесса дополнительной предпрофессиональной программы базового уровня представлен в таблицах 1 и 2.Самостоятельная работа выполняется во время учебных занятий в присутствии тренера-преподавателя, она включает в себя работу с литературой, документами, протоколами, кино-, фото-, видеоматериалами, таблицами, схемами, рисунками, диаграммами, текстами и пр., обработку информации, решение задач, выполнение заданий и физических упражнений, проведение практических занятий под наблюдением тренера-преподавателя, управление группой (подача основных команд, проведение разминки, качественный показ и контроль за выполнением упражнений, исправление ошибок), изучение правил соревнований, выполнение обязанностей судьи, секретаря соревнований, использование и ремонт спортивного и специального оборудования, инвентаря и спортивной экипировки и др.